Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт. 

Приём на обучение в 1-е и 5-е классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновленных стандартов, будет осуществляться с 1 апреля 2022 года.

 

План-график введения обновленных федеральных государственных

образовательных стандартов (ФГОС) в МАОУ СШ № 93

Учебный год Классы, обучающиеся по обновленным ФГОС
ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) 2022-2023 1 классы
2023-2024 1-2 классы
2024-2025 1-3 классы
2025-2026 1-4 классы
ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) 2022-2023  5 классы
2023-2024  5-6 классы
2024-2025  5-7 классы
2025-2026  5-8 классы
2026-2027 5-9 классы

 

Примерные ООП и рабочие программы по новым ФГОС

ФГОС НОО 

Основная образовательная программа начального общего образования

Примерные рабочие программы на 2022-2023 учебный год

  русский язык  1 класс   2 класс  3 класс  4 класс
  литературное чтение  1 класс   2 класс  3 класс  4 класс
  математика  1 класс   2 класс  3 класс  4 класс
  окружающий мир  1 класс   2 класс  3 класс  4 класс
  музыка  1 класс   2 класс  3 класс  4 класс
 физическая культура 1 класс  2 класс 3 класс 4 класс
 изобразительное искусство   1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
  технология   1 класс  2 класс 3 класс 4 класс
ОРКСЭ          4 класс
английский язык   2 класс 3 класс 4 класс

 

Рабочая программа Физическая культура (1 класс

Рабочая программа Физическая культура (5 класс)

Рабочая программа_литература

Рабочая программа_математика

Рабочая программа_род.язык.рус

Рабочая программа_русский

Рабочая программа Английский язык (5 класс)

Рабочая программа Биология 5 класс на 2022-2023г

Рабочая программа География 5 класс на 2022-2023г

Рабочая программа род.лите

 

 

ФГОС ООО 

Основная образовательная программа основного общего образования

Учебный план основного общего образования

Примерные рабочие программы на 2022-2023 учебный год

русский язык 5 класс 6 класс 7 класс  8 класс  
родной русский язык 5 класс
литература 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс  
родная литература 5 класс
физика      7 класс 8 класс  
физическая культура 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
биология 5 класс 6 класс 7 класс  8 класс 9 класс
математика / алгебра 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс  
вероятность и статистика     7 класс 8 класс  
геометрия     7 класс 8 класс  
химия       8 класс 9 класс
обществознание   6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
история  5 класс 6 класс 7 класс   8 класс  9 класс
технология 5 класс  6 класс 7 класс 8 класс  
музыка  5 класс 6 класс 7 класс 8 класс  
изобразительное искусство 5 класс 6 класс 7 класс    
география  5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
ОБЖ       8 класс  
информатика     7 класс 8 класс  
Английский язык  5 класс   6 класс  7 класс 8 класс  

 

Что такое ФГОС?

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Зачем нужны ФГОС?

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Что предусматривает ФГОС?

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

 

Обновленный ФГОС. Федеральные документы

 

Федеральный государственный стандарт начального общего образования 2021

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 Об утверждении ФГОС НОО

Федеральный государственный стандарт основного общего образования 2021

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 Об утверждении ФГОС ООО

 

Обновленный ФГОС. Локальные документы

 

Приказ о создании рабочей группы по обеспечению перехода на обучение по новым ФГОС в МАОУ СШ №93

План мероприятий (дорожная карта) по обеспечению перехода на новые ФГОС НОО, ФГОС ООО в МАОУ СШ №93

 


Информация для педагогов

С 1 сентября 2022 года российские школы начнут обучать по обновленным ФГОС начального и основного общего образования, главная особенность которых – детализированные требования к образовательным результатам. За подготовку педагогов отвечает Академия Минпросвещения России. Рассказываем, как эта подготовка организована, какие мероприятия уже состоялись, а какие еще предстоит провести.

Обновленные образовательные стандарты начального и основного общего образования были утверждены приказами Министерства просвещения РФ 31 мая 2021 года. 

«Известно, что сегодня в регионах существуют многочисленные коммерческие предложения: предлагаются услуги по обучению педагогов переходу на новый ФГОС. Позиция Министерства однозначная и жесткая: единственный оператор по вопросам повышения квалификации и переподготовки педагогов по вопросам перехода на ФГОС – это Академия Минпросвещения России. Эта работа не на один год, эта работа будет активно вестись на федеральном уровне, и, конечно, мы рассчитываем на регионы, муниципалитеты, на включенность в эту важную задачу», – заявила заместитель Министра просвещения РФ Анастасия Зырянова. 

Для подготовки педагогов к работе по обновленным стандартам Академия Минпросвещения России использует каскадную модель, состоящую из трех ступеней: сначала повышают квалификацию региональные управленцы, отвечающие за введение стандартов, затем – региональные методисты, а затем – учителя. 

«Каскадная модель обеспечивает единство подходов к подготовке учителей во всех субъектах Российской Федерации. И сегодня мы переходим к завершающему или основному этапу реализации каскадной модели – это обучение учителей Российской Федерации. По предварительным данным, нам за ближайшие месяцы предстоит всем вместе обучить почти 300 тысяч российских учителей. Это огромное количество, это серьезная такая проверка российской системы ДПО на готовность работы вот с таким огромным количеством педагогов, причем эффективной, качественной и очень серьезной работы», – отметил и.о. ректора Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин.
Партнером Академии в разработке контента для повышения квалификации педагогов стал Институт стратегии развития образования Российской академии образования, что, по оценке Павла Кузьмина, «обеспечивает качество и синхронизацию всех материалов с действительно разработанной научно-методической базой». 

Региональные управленцы, отвечающие за введение стандартов, прошли повышение квалификации в Академии Минпросвещения России еще в октябре – ноябре 2021 года. В их числе были ректоры (директора) институтов развития образования (повышения квалификации), директора центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) и другие руководители. Учились они очно, программа была рассчитана на 42 часа. 

Следующим этапом стало повышение квалификации специалистов ИРО/ИПК и сотрудников методических служб, которым предстоит учить учителей. Академия Минпросвещения России разработала для них пять программ по 36 часов. Одна программа была посвящена содержательным аспектам введения обновленного стандарта в начальной школе, оставшиеся четыре – новациям в основной школе по каждой из предметных областей: русский язык и литература, математика и информатика, общественно-научные предметы, естественно-научные предметы. Методисты учились в ноябре – декабре 2021 года заочно. 

И, наконец, в начале 2022 года стартовал самый важный и массовый этап – повышение квалификации педагогов, которым непосредственно предстоит обучать детей по обновленным ФГОС с 1 сентября 2022 года. 

Для этого была разработана типовая программа повышения квалификации, прошедшая профессионально-общественную экспертизу. Образовательный контент размещен в информационной среде Академии, доступ к нему получили все ИРО/ИПК и ЦНППМ. Из 84 субъектов Федерации 13 приняли решение обучать своих педагогов в системе управления обучением Академии Минпросвещения России, остальные – либо в очной-заочной форме, либо с использованием дистанционных образовательных технологий на базе своих информационных систем. 

В инвариантной части типовой программы рассматриваются общие особенности содержания обновленных ФГОС. Вариативная часть предполагает разделение слушателей по уровням общего образования – начальному и основному, а в случае с основным общим образованием – еще и по предметным областям. Предстоит изучить такие темы, как структура и содержание примерной рабочей программы, проектирование учебного занятия, а также пройти практикум по разработке учебных заданий. 

Программа предусматривает выполнение пяти практических работ. Слушатели будут сравнивать содержание обновленных стандартов с их первоначальными версиями (первый ФГОС для начальной школы был утвержден в 2009 году, для основной – в 2010 году), анализировать видеофрагменты занятий с позиции системно-деятельностного подхода, анализировать содержание и методический аппарат учебно-методических комплексов, проектировать занятия и разрабатывать задания. 

В ряде субъектов Федерации обучение педагогов уже началось. Наряду с типовой программой региональные институты предлагают слушателям дополнительные модули, разработанные с учетом местных особенностей и результатов мониторинга профессионального сообщества. 

В свою очередь, Академия Минпросвещения России предлагает еще и другие курсы повышения квалификации, призванные помочь учителям-предметникам, классным руководителям и образовательным управленцам в работе по стандартам. Например, 21 марта стартовал 36-часовой курс «Внутренняя система оценки качества образования: развитие в соответствии с обновленными ФГОС» для руководителей образовательных организаций и их заместителей. 

 

Обновленный ФГОС — информация для родителей

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 С 1 сентября 2022 года начнут действовать обновленные ФГОС в каждой школе.

Первыми по ним начнут обучение учащиеся 1 и 5 классов.

Чем обновленные стандарты отличаются от действующих? Их введение связано, в первую очередь, с уточнением образовательных результатов. Образовательные результаты конкретизированы и приведены в соответствие с требованиями времени. Понимание, применение и функциональность – вот три отличительные характеристики новой редакции образовательных результатов обновлённых ФГОС. Акцент ставится на развитие способности обучающихся применять предметные знания и умения не только при решении учебных задач, но в ситуациях, приближенных к реальной жизни.

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.

Следует отметить, что основой разработки содержания образования стали утверждённые концепции преподавания предметов, разработка которых велась в течение последних лет.

 Расширена вариативность выбора. Наряду с привычными механизмами вариативности у школы появляется возможность разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов (математики, информатики, физики, химии и биологии). Одним из инструментов вариативности выступает и организация проектной деятельности учащихся в сфере их интересов.

В программах по предметам будет заложена возможность использования электронных и цифровых образовательных ресурсов по каждой теме.

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.

Претерпевают изменения и требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно будет оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования, которые позволят справиться с задачей формирования образовательных результатов на функциональном уровне.

В новом стандарте уделено внимание в т. ч. финансовой грамотности учеников, совершенствованию обучения на фоне развития информационных технологий.

Изменения в воспитательной работе школ связаны с введением рабочей программы воспитания, которая уже реализуется с 2021 года. Основная идея данной программы – это воспитание посредством событийных и ценностно наполненных воспитательных мероприятий, разрабатываемых совместно учителями и учениками, развитие механизмов соуправления, сообществ ребят.

Предполагается:

1. Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели.

2. Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.

3. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.

4. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.

Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

 

 

 

ФГОС. Федеральные документы

 

Образовательные стандарт
Примерная программа начального образования
Примерная программа основного общего образовательного стандарта
ФГОС начального образования
ФГОС основного общего образования
ФГОС среднего общего образования
Образовательная программа начального образования
12.04.24-Справка рабочей группы
10.11.26-Приказ_1241
11.09.22-Приказ_2357