Доступная среда
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
(в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14.08.2020 г. №831)
Паспорт доступности МАОУ СШ 93
Паспорт доступности структурного подразделения «Детский сад «Сказка»
В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 93 им. Г. Т. Побежимова» в 2022/2023 учебном году 20 обучающихся с особенностями возможностей здоровья. Из них:
1 чел. — расстройства аутистического спектра;
5 чел. — задержка психического развития;
4 чел. – тяжелые нарушения речи;
1 чел. – нарушения опорно-двигательного аппарата;
6 чел. – иные ограничения здоровья.
Все обучающиеся с ОВЗ находятся на инклюзивном образовании, поскольку получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.
№ п/п | Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: | |
1. | Специально оборудованные учебные кабинеты | Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ СШ № 93 оборудована ресурсная зона, в которой имеются учебно-методические пособия для детей с РАС, задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями и тяжелыми нарушениями речи. Кроме этого, оборудованы кабинеты психолога/социального педагога и медицинский кабинет. |
2. | Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Лаборантские в кабинетах повышенной опасности оснащены необходимым оборудованием для проведения практических и лабораторных работ детьми с ОВЗ.
Имеются специализированные кабинеты технологии, учебные мастерские по обработке металла и древесины, и обслуживающих видов труда, которые оснащены современными средствами обучения и оборудованием для всех обучающихся, в том числе детей с инвалидностью и ОВЗ.
|
3. | Библиотека (и), приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | В библиотеке предусмотрено зонирование: зона индивидуальной деятельности и зона отдыха. Рабочее место библиотекаря оснащено компьютером с выходом в Интернет и принтером. |
4. | Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | МАОУ СШ № 93 располагает средствами обучения и воспитания, приспособленными для обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, инвалидностью:
— В ресурсной зоне имеются ноутбук, карематы, нейроскакалка, мячики, коррекционные игры и др. В ресурсной зоне проводятся логопедические занятия с использованием следующих средств обучения: логопедический тренажер для коррекции устной речи и письма, логопедическое зеркало, каремат, обруч, логопедический набор, ноутбук с колонками, принтер, комплект непарных пособий, индивидуальные карточки, набор дидактических материалов для всех классов начальной школы, папки с заданиями по всем речевым нарушениям, логопедические зонды, палитра по заданиям, набор для развития мелкой моторики, канцелярские принадлежности, шпатели медицинские, зеркала индивидуальные для проведения артикулярной гимнастики, муляж артикулярного аппарата В кабинете психолога/социального педагога имеются необходимые материалы для занятий по развитию памяти, внимания, моторики. На занятиях используются игрушки, картинки, компьютер, песок, карточки, карандаши, краски и много другого разнообразного дидактического материала.
|
5. | Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации | Разработана проектно-сметная документация по капитальному ремонту крылец эвакуационных, запасных выходов и главной входной группы 15.06.2021 года |
6. | О специальных условиях питания | Дети с ОВЗ, образовательный процесс которых организован по адаптированной общеобразовательной программе (на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии) обеспечиваются двухразовым бесплатным питанием |
7. | О специальных условиях охраны здоровья | Здание МАОУ СШ № 93 оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной информации для информирования об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. Психолого-педагогическое сопровождение в школе осуществляют узкие специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог) и школьная ПМПк. Ведется консультативная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом в отношении особенностей психического развития и образования ребенка с ОВЗ, характера его социальной адаптации в образовательной среде. В работе с ОВЗ педагоги-психологи используют метафорические ассоциативные карты.
|
8. | Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. | Особые условия доступа к информационно-коммуникационным сетям для обучающихся с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с сайтами образовательной направленности, которые оснащены версией для слабовидящих.
Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям находится в кабинетах: — библиотеке – 305. |
9. | Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | · https://uchi.ru
· http://interneturok.ru/ http://www.gramota.ru · Образовательный портал Государственной итоговой аттестации, · Образовательная онлайн-платформа Skyeng, · Образовательная платформа ЭлЖур
|
10. | Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования | В МАОУ СШ № 93 имеются специальные средства обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
— Мультимедийные средства; — Мультимедийные проекторы; — Интерактивные доски; — Компьютеры, ноутбуки, — Принтеры, МФУ; — Версия официального сайта МАОУ СШ № 93 для слабовидящих.
|
Федеральные документы о доступной среде
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации«
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации«
- «Конституция Российской Федерации» (ст.8)
- «Гражданский кодекс Российской Федерации(часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
- Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
- Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ «Доступная среда» на 2011-2020гг
- Приказ «Об утверждении плана мероприятий(«дорожной карты») МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» 02.12.2015 №1399
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Проект доступная среда – общие понятия
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов,
люди с детскими колясками и т.п